Как получить субсидию на бизнес?

Рассмотрим все аспекты получения субсидий с точки зрения общего порядка вещей, оценки рисков и возможностей. Реалистичная оценка будет относиться и к вашего бизнесу и к другим бизнесам заявителям.
Статья написана по результатам консультаций на обращения предприятий.

Государственный подход к субсидиям
Государство может вливать деньги в экономику разными путями, однако из Экономикс известно, что безадресная финансовая поддержка, на примере США, доходила до конечных адресатов только на 30%, остальные средства расходились на разных уровнях по всевозможным консультантам.
Субсидии – это точечное подконтрольное воздействие на комплекс факторов.
Субсидии – это государственное вмешательство в экономику. В разное время это считалось как благом, так и злом. В настоящий момент признано, что должен быть баланс между государственным вмешательством и невмешательством в экономику. На уровне правительства вливания в экономику в бюджете закладываются исходя из конъюнктуры. Не бывает добрых или скупых правительств, они всегда прагматичные. Решаются задачи экономические, социальные, экологические, политические, миграционные.

Государственная оценка вливаний в экономику
Из официальных источников следует, что правительство на каждый 1 вложенный рубль планирует получить отдачу в 6 рублей. Однако, субсидии, это не возвратный кредит, и не инвестпроект. Отдачу государство учитывает исходя из множества факторов, это и прибыль предприятия, и количество занятых на предприятии и уровень их доходов, и влияние деятельности предприятия на регион, экологию, социальную занятость, уровень технологичности предприятия, вовлечение и адаптацию молодых специалистов.
Государству нужны предприятия, умеющие использовать средства в целях, в которых государство сейчас заинтересовано.

Государственный чиновник, кто он?
Какие на этот счет алгоритмы оценок у конкретных чиновников на местах не известно. Однако, на субсидии в финансовые комитеты приходят сотни и тысячи заявок. Полную оценку автоматизировать пока невозможно, поэтому оценку производят специалисты комитетов. Справится с большим наплывом заявок помогает поэтапность отсеивания. На первом этапе отсеивают тех, кто не справился с формальными требованиями оформления заявки. На втором этапе тех, кто не соответствует установленным критериям. Далее, оставшихся специалисты уже проверяют тщательно.
Заявителю хотелось бы, чтобы при незначительных несоответствиях чиновник вошел в положение, учел обстоятельства и простил. Во-первых, у чиновника нет на это времени. Во-вторых, за годы работы чиновник уже видел в цифрах все многообразие жизни, и его мало чем можно удивить. В-третьих, чиновник исходит из того, что инициатива наказуема, и за каждое отступление от инструкций он может получить выговор, взыскание, или лишиться должности. Это правильная система для организации жесткой управляемой вертикали власти.
А как бы вы себя чувствовали, если бы ваша отвертка во время работы стала самостоятельно изменять форму и размеры. Вам нужен такой инструмент?
У чиновника не так много возможностей на инициативу, но даже в этих условиях он ежедневно принимает десятки решений. Таково многообразие жизни.

Бизнес план для субсидии
Вначале необходимо ознакомиться с требованиями по предполагаемым субсидиям. Требованиям к предприятиям, их местоположению, размерам предприятия и субсидий, виду деятельности, и всем иным параметрам и требованиям, которые размещены на официальном сайте. Узнать о требованиях составления ТЭО, или бизнес-планов. О сроках и правилах подачи заявлений.
Если на этом этапе все благоприятно и выполнимо, то можно обращаться к специалисту для разработки этого бизнес-плана. После описания бизнес процессов специалист наполняет бизнес-план цифрами, и здесь могут появиться диспропорции. В бизнес аналитике стандартные пропорции специалистам уже известны, на это существует статистика. Поэтому рисованные цифры будут сразу выявлены. Описывать изначально необходимо именно реальные данные. При несоответствиях бизнес-план необходимо пересмотреть еще раз, возможно не все было учтено, внести коррективы и тогда можно оформлять заявку.
Добавлю, что реалистичными должны быть не только исходные данные, но и планируемые показатели, т.к. за субсидии необходимо отчитываться о расходах, подтверждать документально. Может быть назначена проверка о целевом использовании полученных средств. А доходы, и иные изменения у предприятия будут видны в данных финансовой отчетности.
Дополнение к критериям
Предприятие не считается с точки зрения государства привлекательным, если за любой финансовый год, возможно в течение определенного периода, оно имело убыток, пусть даже небольшой. Важен факт.
Возможны и другие критерии, например, наличие административных нарушений, несвоевременная сдача отчетности, просрочки по налоговым платежам, репутационные издержки.

Результат по субсидиям
Правильное оформление и надлежащая работа по составлению бизнес-плана не гарантирует получения субсидии. Заявка может не войти в число лучших по своему региону, или может не вполне соответствовать конечным целям субсидии. Мероприятия могут полностью заморозить и отложить, исходя из вновь сложившейся конъюнктуры.
Указанные риски относятся не только к вам, но также и к другим заявителям. Часть потенциальных заявителей при комплексной оценке может иметь значительно меньше шансов на субсидию, чем ваше предприятие.
Срок и стоимость разработки бизнес плана зависит от масштаба и видов деятельности предприятия.
Если вы считаете, что ваше предприятие может претендовать на получение субсидии, то заявку подавать целесообразно.

Шансы на получение субсидий бизнесу, как никогда раньше
В заключение хочу отметить, что даже в самых сомнительных конкурсах значительная часть бюджета все равно отводилась на свободную конкуренцию.
Если объективно смотреть на коррупционную составляющую, имевшую место в недалеком прошлом, о которой так много говорилось, и которая часто останавливает бизнес от участия в заявках, то основной причиной была непрозрачность. Вряд ли в современных условиях такое возможно, по крайней мере не в таких масштабах. Современные средства контроля в государстве, а также информационная открытость общества в Интернет медиа эффективно решают эту проблему.
Кроме того, государство заинтересовано в решении конкретных задач посредством субсидий, поэтому в требованиях указана вся необходимая информация для оценки своих возможностей. Эта информация является общей, и никакой дополнительной информации у чиновников получать нет необходимости, у них ее просто нет. Государство все больше и больше реализует принцип «Делайте нормально, и будет нормально».